Парламентская газета,
26 ноября 2010 г.
Машину украли или угнали? 1160 просмотров
С января по октябрь в России угнано около 100 000 автомобилей. Например, только в одной Московской области похищено 5186 автомобилей. Правда, это на 500 меньше, чем в прошлом году. А не так давно в день воровали по полсотни авто.
"За последние пять лет количество угнанных машин медленно, но снижается. С 2005 года стали угонять на 10 процентов меньше, а вот процент найденных авто растет. В этом году удалось вернуть владельцам 1165 автомашин", - говорит начальник отдела розыска Управления ГИБДД ГУВД по Московской области Андрей Матюнин, но тут же подчеркивает, что проблемы, связанные с угонами, остаются острыми.
Сыщики отмечают, что важную роль играет не только предупреждение угона, но и его раскрытие и противодействие легализации ворованной техники. За последнее время значительно усовершенствованы методы поиска. Все чаще в небо поднимаются милицейские вертолеты и беспилотные самолеты-разведчики, обнаруживающие на территориях частных предприятий краденые машины. Система, автоматически считывающая номера и проверяющая их по базам данных, также вносит свою лепту в борьбу с автоугонами. Но многочисленные подзаконные акты и ведомственные приказы пока не позволяют оперативно вносить информацию о похищенном авто в базы розыска. Похищенный транспорт успевает миновать милицейские кордоны, оборудованные видеокамерами, задолго до объявления машины в розыск. От момента угона до ее фиксации в базе данных может пройти полдня.
При постановке машины на учет инспекторы не только проверяют регистрационные номера и номера двигателя по милицейским базам, но и с помощью специальных рентген-приборов смотрят, не вносились ли изменения в идентификационные номера. Современная техника позволяет увидеть даже затертый номер. Однако воры также совершенствуют свое "мастерство" и нашли ответ техническим новинкам, успешно легализуя краденое.
По словам вице-председателя Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, часто угон - это предтеча чего-то более серьезного. Машины воруют для ограблений магазинов, банков, совершения убийств. Практика показывает, что преступления, связанные с хищением автотранспорта, отличаются высокой организованностью и конспирацией. По словам председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Владимира Васильева, угонщики - это только первое звено цепочки. Дальше идут скупщики, мастера, которые изменяют номера, так называемые ботаники, которые работают с электроникой, учетчики и скупщики в регионах.
Несмотря на пробелы в законодательстве, за год подмосковные сыщики ликвидировали более 100 преступных групп, около 300 человек отправились за решетку за кражу машин. Но большинство угонщиков все же получают условное наказание. Почему одни отправляются за решетку, а другие отделываются условным наказанием? В Уголовном кодексе есть две статьи, по которым можно привлечь автоугонщика. Статья 166 об угоне, хоть и предусматривает наказание от 2 до 5 лет, в большинстве случаев подразумевает условный срок. Чтобы наказать вора по более суровой 158-й статье УК, нужно собрать доказательства того, что угонщик планировал продать автомобиль с целью получения прибыли. Как это доказать? Если преступника поймали в машине в момент преступления, он заявляет, что просто взял машину покататься, и вместо пяти лет в тюрьме по 158-й статье УК получает год условно за угон.
Не раз звучали мнения об упразднении статьи об угоне. "Угон автотранспорта - это одно из самых сложных преступлений, - говорит первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. - Каждый год мы получаем две или три законодательные инициативы с предложениями о ликвидации 166-й статьи. Такие инициативы отклоняются. Нужно поработать над отдельными частями 166-й статьи, касающимися неправомерного завладения автомобилем группой лиц по предварительному сговору и с применением насилия. Там срок до 7 лет лишения свободы. А почему при вынесении наказания применяют первую часть 166-й статьи, которая предусматривает мягкое наказание, нужно спрашивать правоприменителей".
Юристы справедливо замечают, что отмена 166-й статьи УК приведет к полной безнаказанности автоворов. Их нельзя будет привлечь к ответственности, если не будет доказательств того, что они похитили машину с целью личного обогащения. Вывод очевиден: нужно ужесточить наказания по статье об угоне, установив такую же ответственность, как по статье "Кража". Но это идет вразрез с линией Президента на гуманизацию законодательства. "Если посмотреть на угон и кражу юридически, с точки зрения санкций, большого различия нет, - говорит председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев. - Но если мы будем применять к угонщикам такие же наказания, как по кражам, то пересажаем мальчишек. Поскольку угонщики - это самая нижняя часть преступной группировки. Суд принимает решения с учетом личности преступника. Зачищать нижний слой можно до бесконечности, но бить надо прежде всего по организаторам".
Законодатели предлагают бороться с автоугонами системно, объединив усилия государства, общества и бизнеса. Прежде всего сами владельцы не должны быть столь беспечны и оставлять свои машины без присмотра. 82 процента автомобилей похищают в черте городов, где транспорт часто оставляют не на стоянках, а на улицах. Только три процента машин украли из гаражей: "Значит, любой гараж - хоть каменный, хоть железный, охраняет. Надо оставить в покое любые гаражи, в том числе "ракушки", пеналы, которые без суда и следствия сносили московские чиновники", - считает Леонид Ольшанский.
В розыске машин заинтересованы не только сотрудники ГИБДД и автовладельцы, но и страховые компании, и те, кто занимается установкой противоугонных систем. Водителям советуют страховать свои машины, а страховщикам пересмотреть свои тарифы, которые часто доходят до 20 процентов от цены машины. Нужно создать единую базу данных страховых компаний и лиц, замешанных в страховом мошенничестве. Серьезной преградой на пути автоугонщиков должны стать сами автопроизводители, которые могут усовершенствовать способ нанесения идентификационных номеров на машину и делиться своими базами данных с милицией. Прямо на заводе можно впаивать в двигатель микрочип, на котором будет вся информация. Считывая ее с помощью специальных сканеров, можно получить историю автомобиля и определить место нахождения. Если наладить серийное производство таких "жучков", то их стоимость вместе с установкой составит около 1000 рублей. Правда, стоимость установки систем слежения будет гораздо выше.
Существенно облегчат жизнь автолюбителя и работу милиции противоугонные системы, благодаря которым информация об угнанном автомобиле за две минуты попадает в базу данных правоохранительных органов, что существенно облегчает поиск авто. Наконец, нужно заняться пропагандой честного бизнеса в сфере продажи и ремонта авто. "Сегодня у нас две крайности: либо государство, либо коммерция, - считает Владимир Васильев. - Но решить проблему можно только всем вместе, необходимо частно-государственное партнерство, в основе которого будут лежать общественные интересы".
Мария СОКОЛОВА
Вся пресса за 26 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
12 ноября 2024 г.
|
|
Компания онлайн, 12 ноября 2024 г.
ОСАГО на день — и нет проблем
|
|
ГТРК Самара, 12 ноября 2024 г.
Житель Самарской области пойдет под суд за обман страховой на 400 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ-Самара, 12 ноября 2024 г.
Жителя Отрадного подозревают в мошенничестве в сфере страхования
|
|
SecurityLab, 12 ноября 2024 г.
Утечка данных? Страховка возместит: новая защита россиян с 2025 года
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 12 ноября 2024 г.
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
|
|
ПРАЙМ, 12 ноября 2024 г.
ГД одобрила в первом чтении увеличение предельного срок ремонта по ОСАГО
|
|
Ведомости онлайн, 12 ноября 2024 г.
Страховщики могут запустить продукт по компенсации ущерба от утечки данных
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Эксперты удивлены отсутствием роста тарифных показателей по страхованию от несчастных случаев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Страховщики ЕС должны иметь дополнительный капитал для активов, связанных с ископаемым топливом
|
|
Frank Media, 12 ноября 2024 г.
Страховщики запустят возмещение от утечек данных в 2025 году
|
|
Гудок, 12 ноября 2024 г.
В России будут возмещать ущерб от утечек данных
|
|
Коммерсантъ-Казань, 12 ноября 2024 г.
Татарстан увеличит страховой запас системы ОМС в 2025 году до 9,6 млрд руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Британские покупатели с оптимизмом смотрят на будущее параметрического страхования
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 ноября 2024 г.
Комитет ЖК рассмотрел законопроекты в сфере страхования и страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Социальная инфляция давит на цены страхования от несчастных случаев и ответственности
|
|
Коммерсантъ-Казань, 12 ноября 2024 г.
В Татарстане бюджет ОМС на 2025 год увеличат на 7,7 млрд руб.
|
|
СенатИнформ, 12 ноября 2024 г.
В СФ посоветовали россиянам не гнаться при инвестировании за большой прибылью
|
 Остальные материалы за 12 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|